Штурмуем горные тропы Швейцарии — история в Журнале Маркета
Скидки
История

Штурмуем горные тропы Швейцарии — виа ферраты

Скалолазание для чайников
2 602

После первой поездки в Швейцарию я навсегда полюбила живописные пики со снежными шапками, глубокие озера и реки с прозрачной водой. В Альпах я проводила отпуск 4 года подряд, с каждым годом все усложняя свои маршруты.

В первой части статьи я рассказала, как первый раз побывала в этой стране и какие маршруты для новичков там прошла, как ночевала в хлеву и как ходила над пропастью по хлипким мостикам из досок.

Здесь я расскажу о том, как подготовиться к штурму виа феррат — горных троп, которые прокладывали во время войны для переброски военных. Теперь в Альпах таких маршрутов больше тысячи, они отличаются протяженностью и сложностью, для путешествия по ним обязательно понадобится альпинистское снаряжение.

Типичная виа феррата — это тропа из металлических скоб в скалах, откуда открывается потрясающий вид на окрестности
Типичная виа феррата — это тропа из металлических скоб в скалах, откуда открывается потрясающий вид на окрестности

Выбрать сложность маршрута

Свои маршруты я строю по принципу: сначала выбираю места, которые надо посетить, а потом соединяю их оптимальным маршрутом. Так как ферратист я начинающий, то и маршруты выбирала несложные, с небольшим подъемом, которые разрешено проходить детям.

На самом деле ферраты предназначены не для альпинистов, а для далеких от скалолазания людей, которые хотят безопасно любоваться красотой гор, при этом немного щекоча себе нервы. Есть еще такое название походов по ферратам — «скалолазание для чайников».

В разных странах классификация феррат разная: от 1 (А) — легко, до 5 (Е) — чрезвычайно сложно. Я выбирала ферраты не сложнее уровня 3 © — средней сложности.

Найти ферраты в Швейцарии очень просто — они находятся прямо в населенных пунктах или в раскрученных горных местах. Например, феррата Мюррен стартует непосредственно из деревни Мюррен. Феррата Алетч стартует в паре километров от деревни Блаттен бай Натерс. Феррата Эггисхорн стартует с популярной одноименной вершины, на которую можно подняться по канатной дороге. Путь к старту всех феррат отмечен указателями, заблудиться просто невозможно.

Для поиска интересных маршрутов я использовала сайт https://www.via-ferrata.de/klettersteig-karte/
С этой площадки на виа феррате прыгают парашютисты, отсюда же можно вызвать спасателей
С этой площадки на виа феррате прыгают парашютисты, отсюда же можно вызвать спасателей

Подготовить снаряжение

Самое интересное в путешествиях — это процесс подготовки к ним. Сначала на одной из фотографий я увидела большой подвесной мост в Мюррене. Выяснилось, что он является частью виа ферраты, которая проходит неподалеку от этого городка. После этого стала готовиться к поездке целенаправленно.

Взяла один урок у профессионального альпиниста — научилась надевать страховочную систему «беседку», крепить карабины и вязать узлы.

Пройти такие курсы можно в любом альпинистском кружке поблизости или у инструктора, которого легко найти через интернет. Для прохождения легких феррат этого будет достаточно, но для уровня, сложнее 3 © понадобится более серьезная подготовка.

Для безопасного прохождения ферраты обязательно пригодится: беседка, страховочные усы, карабины, каска и перчатки. Все это снаряжение обошлось мне примерно в 15 тысяч рублей. Еще понадобится хорошая треккинговая обувь. Обязательно нужно взять с собой воду и небольшой перекус.

Фотографии этого подвесного моста стали отправной точкой в моем увлечении виа ферратами
Фотографии этого подвесного моста стали отправной точкой в моем увлечении виа ферратами
Спускаться и подниматься придется по лестницам из металлических скоб, поэтому понадобятся перчатки, крепкие ботинки и полная альпинистская экипировка
Спускаться и подниматься придется по лестницам из металлических скоб, поэтому понадобятся перчатки, крепкие ботинки и полная альпинистская экипировка

Потренироваться на несложной тропе

Первой мы решили пройти виа феррату в Мюррене, которая считается одной из самых красивых. Ориентиром начала маршрута является магазин «Интерспорт», там можно взять напрокат снаряжение и нанять инструктора-гида.

Но мы приехали со своим снаряжением и посчитали, что инструктор нам не нужен. Длина всей ферраты — чуть более полутора километров. На ее прохождение отводится 3 часа.

Начали путь очень осторожно и аккуратно, перепроверяя каждый шаг и каждое движение. Так потихоньку дошли до самого страшного участка, на нем я не могла ни говорить, ни фотографировать — вся была сосредоточена на том, чтобы спокойно и правильно переступать со скобы на скобу, перестегивать карабин, не смотреть вниз, не паниковать, не цепляться за трос сильнее, чем требуется.

Последнее приключение ферраты — непальский мост длиной более 100 метров. Проблема в том, что он качается, и держаться можно только с одной стороны за тот трос, к которому крепятся карабины страховки.

Выходит тропа к станции Гиммельвальд, с нее можно вернуться в Мюррен или спуститься в долину. Проход по феррате бесплатный, но в конце тропы стоит маленький стенд с кассой для пожертвований на поддержание тропы в рабочем состоянии.

С перекусами и фотографированием на прохождение ферраты у нас ушло три с половиной часа.

Прохождение маршрута потребовало больших физических усилий, на следующий день у меня болела передняя часть бедра и немного чувствовалась тяжесть в руках.

Начало у маршрута пологое, там можно потренироваться перестегивать карабины
Начало у маршрута пологое, там можно потренироваться перестегивать карабины
Феррата постоянно идет на спуск, подъемов на маршруте нет
Феррата постоянно идет на спуск, подъемов на маршруте нет
Самый страшный отрезок ферраты проходит над отвесными скалами, мне было непросто остановиться здесь и достать фотоаппарат
Самый страшный отрезок ферраты проходит над отвесными скалами, мне было непросто остановиться здесь и достать фотоаппарат
На маршруте есть мосты, которые представляют собой три натянутых над пропастью стальных троса
На маршруте есть мосты, которые представляют собой три натянутых над пропастью стальных троса

Покорить хребет Бриенцер Роттхорн

Из Бриенц до горы Бриенцер Роттхорн горный паровозик едет час. Если у вас есть проездной Swiss Travel Pass, билет будет стоить вдвое дешевле.

Тропа пролегает по всему хребту горы. В течение первых полутора часов дорога широкая и удобная, а дальше резко меняется — становится еле заметной, шириной в одну ступню, проходит она по крутым склонам среди сырой травы. Не случайно на карте она отмечена черным цветом. Но для тех, кто не решится идти по этому отрезку, есть удобный  спуск вниз.

По хребту мы шли 3 часа, спускались 4 часа.

На вершине хребта можно отдохнуть на деревянной лавочке с лучшим видом в мире
На вершине хребта можно отдохнуть на деревянной лавочке с лучшим видом в мире
Тропинка широкая и удобная, но встречаются и сложные участки, которые можно обойти
Тропинка широкая и удобная, но встречаются и сложные участки, которые можно обойти

Разведать дорогу на ледник Алеч

Следующий день был посвящен походу к леднику Алетч. Деревни Ридеральп и Беттмеральп  и хостел Riederfurka, в котором мы остановились, соединяет хорошая асфальтированная дорожка. По канатной дороге можно подняться на гору Беттмерхорн и дальше от смотровой площадки идти пешком вниз, к леднику.

Вид с горы на ледник завораживает и оставляет ощущение нереальной красоты и мощи земной природы. У нас не хватило времени спуститься на ледник, покорять тропу к нему я вернулась уже в следующем году. 

Возвращение в хостел по красивой тропинке деревушки заняло у нас несколько часов. В гостиницу мы пришли в полной темноте страшно уставшие и ужасно довольные — за день прошли почти 28 км.

Это район пользуется большой популярностью у любителей пеших походов, каждое утро мы видели нескончаемую цепочку туристов — идущих, бегущих, на велосипедах. Все они приезжают сюда, чтобы подняться на гору Ридерхорн, посидеть в местных ресторанчиках и прогуляться по одной из множества тропинок на склоне, обращенном к леднику.

С вершины горы Беттмерхорн весь ледник виден как на ладони
С вершины горы Беттмерхорн весь ледник виден как на ладони
В бинокль можно хорошо рассмотреть окружающие ледник вершины
В бинокль можно хорошо рассмотреть окружающие ледник вершины
Чем ближе тропинка приближается к леднику, тем холоднее становится воздух
Чем ближе тропинка приближается к леднику, тем холоднее становится воздух
Каждый путник, который начинает дорогу к леднику, кладет свой камешек на эту горку
Каждый путник, который начинает дорогу к леднику, кладет свой камешек на эту горку
Один из самых красивых рассветов в своей жизни я наблюдала с вершины горы Ридерхорн
Один из самых красивых рассветов в своей жизни я наблюдала с вершины горы Ридерхорн
Туристы приезжают сюда не только для пеших прогулок, в горах можно найти маршруты и для велосипедных походов
Туристы приезжают сюда не только для пеших прогулок, в горах можно найти маршруты и для велосипедных походов

Пройти более сложный маршрут

Феррата Мюррен принесла мне много удовольствия, очень хотелось продолжить эти прогулки и закрепить полученный опыт, поэтому на следующий год я покорила еще две ферраты.

Начать я решила с ферраты у Алечского ледника, дорогу на который разведала в прошлом году.

Из города Бриг до деревни Блаттен бай Натерс ходит автобус, проехать на котором можно бесплатно при наличии проездного Swiss Travel Pass. От конечной остановки до начала ферраты надо пройти полчаса лесом.

Второй раз идти феррату было страшно, но не из-за сложности маршрута, я боялась, что не смогу быть достаточно сконцентрированной, внимательной и осторожной после удачной первой попытки.

Но начало ферраты мне не внушило больших опасений, руки и ноги потихоньку вспомнили, что нужно делать. Передо мной шли две группы: одна с инструктором, а во второй были 4 пенсионера. Я тихонько кралась за ними, получая море удовольствия от самого процесса.

Мост отмечает половину маршрута, после его прохождения делаю привал — надо перекусить и немного отдохнуть.

Вторая часть ферраты оказалась гораздо интереснее и сложнее, чем первая. Несколько раз встречались участки с небольшим отрицательным уклоном. Я проходила их впервые, поэтому было страшно и волнительно. В конце маршрута чувствовался и набор высоты.

Эта феррата очень популярна, группы и одиночки гуляют по ней непрерывно. Рекомендую ее таким же, как я, начинающим любителям. На первую часть ферраты у меня ушло два часа, на вторую — полтора.

Впереди меня по феррате шла группа из 4 пенсионеров
Впереди меня по феррате шла группа из 4 пенсионеров
На этом маршруте часто вместо скоб используются бревна
На этом маршруте часто вместо скоб используются бревна
Подвесной мост отмечает середину маршрута
Подвесной мост отмечает середину маршрута

Забраться на отвесную скалу

Подъем на вершину Эггисхорн из деревни Фиш занимает полчаса, стоимость билета в один конец — 16 франков. Наверху в тот день было туманно и сыро, накрапывал дождь. Ледник Алетч не был виден абсолютно, но каменистая тропинка к вершине просматривалась хорошо.

Когда вернулась от вершины к станции, небо немного очистилось, временами проглядывало солнышко. Нашла стартовую отметку ферраты, нацепила снаряжение и пошла.

Первый мост оказался очень узким, он состоял из нескольких скрепленных между собой лестниц, дальний конец которых поднимается, когда ты встаешь на ближний. Пока забиралась на мост, выронила из рюкзака свою бутылку для воды. Несмотря на это я все же решила закончить маршрут.

Следующий мост тоже непростой: тросы там не натянуты и висят, как бельевая веревка. Очень осторожно пытаюсь на него встать, удается не с первого раза, потому что ботинки скользят по мокрому от дождя тросу. Последние полтора метра практически на руках подтаскиваю себя к скобам на скале.

И дальше все было очень напряженно: прутья-ступеньки для ног очень маленькие, стены отвесные, мест для отдыха практически нет. Там, где заканчивается горизонтальная часть, есть возможность сойти с ферраты. Дальше дорога идет круто вверх на 300 метров, никаких уклонов и горизонталей. Отдыхать можно только на 30-сантиметровых выступах.

Эту феррату я не рекомендую проходить полностью начинающим любителям. Можно пройти только горизонтальную часть и сойти с маршрута, а к вертикальной вернуться позднее.

С вершины Эггисхорн должен открываться вид на ледник, но из-за дождя ничего не было видно
С вершины Эггисхорн должен открываться вид на ледник, но из-за дождя ничего не было видно
Первый мост ферраты сделан из скрепленных между собой лестниц
Первый мост ферраты сделан из скрепленных между собой лестниц
На втором мосту тросы плохо натянуты и скользят из-за дождя
На втором мосту тросы плохо натянуты и скользят из-за дождя
Феррата круто поднимается вверх на 300 метров
Феррата круто поднимается вверх на 300 метров

Запланировать еще более сложные маршруты

В свою первую поездку в Швейцарию я ходила по несложным горным маршрутам и покорила только одну виа феррату, об этом я рассказала в первой части статьи.

В следующие два года я покоряла по две ферраты за поездку. Затем решила построить свой маршрут так, чтобы за 6 дней пребывания в Швейцарии пройти 5 самых интересных горных троп. Сразу скажу: план выполнила, но впечатления не всегда соответствовали ожиданиям. Подробно о своих приключениях я рассказала в третьей части статьи.

2 602
Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.
Войдите, чтобы оставить комментарий.
Расскажите читателям
о своём опыте
Стать автором Журнала Маркета

Почитать еще

Получайте самые интересные статьи по почте
Мы присылаем их не чаще раза в неделю
Нажимая «Подписаться», я соглашаюсь получать рекламные и иныемаркетинговые сообщения
от ООО «Яндекс.Маркет» на условиях Политики конфиденциальности и Пользовательского соглашения.