История

Почему европейцы берегут природу

И как они это делают
1 024

Два года назад я переехала в Италию и стала, как и все итальянцы, экономить электричество и газ, тщательно сортировать мусор и платить, чтобы въехать в город на собственной машине.

Расскажу, почему итальянцы так ревностно берегут природу и как они организовали свой быт, чтобы делать это без напряжения и с радостью.

Сортируют мусор

В Италии во дворе каждого дома стоят разноцветные баки для мусора: коричневые — для пищевых отходов, белые — для бумаги, темно-зеленые — для стекла, черные — для пластика и серые для всего остального.

Однажды со мной поскандалил сосед, потому что увидел в пакете, который я кинула в серый бак, скорлупу от яиц. Скорлупа — это пищевой отход, который я должна была выбрасывать в отдельный, коричневый бак.

В тот день я узнала, что итальянцы платят только за вывоз мусора из серых баков, в которые можно кидать все без разбора. Чем больше такого неразобранного мусора, тем выше плата. Разница может доходить до нескольких сотен евро.

Если жильцы дома будут путать баки и выкидывать бумагу в бак для стекла и наоборот, на дом могут наложить штраф до 10 000 евро.

Финансовый мотиватор работает безотказно — итальянцы старательно сортируют бытовой мусор, чтобы не переплачивать за вывоз и не получить штраф.

Если я возвращаюсь в гости к маме, то не могу избавиться от чувства вины, когда выбрасываю пластиковую бутылку и банановую шкурку в одно ведро. Некоторые мои друзья в России собирают отдельно пластик и бумагу и отвозят на переработку. Я ими горжусь.

Сортировать мусор помогают раздельные контейнеры, которые прячутся под раковиной, занимают немного места и помогают поддерживать порядок в кухне
Сортировать мусор помогают раздельные контейнеры, которые прячутся под раковиной, занимают немного места и помогают поддерживать порядок в кухне
Баки во дворе: зеленый — для стекла, белые — для бумаги, черные — для пластика
Баки во дворе: зеленый — для стекла, белые — для бумаги, черные — для пластика

Меняют лампочки

По сравнению с Европой, электричество в России стоит копейки, но и они оказываются не лишними, когда получается сэкономить.

Бережливые итальянцы не используют обычные лампы накаливания даже в декоративных целях: только LED. Экономить ресурсы призывают даже сами электрокомпании: они предлагают специальные цены на электричество тем, кто согласится поменять все лампы. Я бы тоже приняла участие в этой акции, но в моей квартире «правильные» лампы давно стоят.

«Правильные» лампы влияют не только на количество потребленного электричества, но и на стоимость квартиры. Каждой квартире или дому здесь присваивают класс энергоэффективности, тот самый, которыми маркируют бытовую технику.

Вместо люстр с лампами накаливания во всех комнатах моей квартиры — ряды встроенных LED-светильников
Вместо люстр с лампами накаливания во всех комнатах моей квартиры — ряды встроенных LED-светильников

Дом ниже класса G — с дырявыми стенами, плохими окнами и дверями. Покупать или арендовать такой никто не станет, а хозяин будет платить дороже за отопление, чем его сосед, у которого квартира класса B.

Квартира класса А, с хорошими окнами, утепленными дверями, продуманной системой отопления и высокоэффективной техникой, не только будет стоить дороже при продаже, но и принесет хозяину существенную выгоду. Он будет тратить меньше газа и электричества на обогрев, а на централизованное отопление в таких домах действует сниженный тариф.

Класс энергоэффективности квартиры прописывают во всех документах собственника. Чтобы его повысить, можно утеплить дом, заменить лампочки и бытовую технику на экономичные и провести переоценку.

Научившись у итальянцев, мы поменяли все лампочки на LED в доме у мамы. Она стала экономить на электричестве около 500 рублей в месяц. Для пенсионерки — немалое подспорье.

Не готовят на газу

К газу итальянцы относятся еще более рачительно, чем к электричеству, ведь газ — это еще и продукты горения, а значит смог. В Милане смог зимой стал настоящей проблемой, поэтому здесь действуют особые правила в отношении газа.

Во-первых, в большинстве квартир установлены электрические варочные панели. Я долго не могла к ним привыкнуть, но теперь даже не представляю, как можно готовить на газу: это опасно и неудобно.

С индукционной плитой я намного реже обжигаюсь, не переживаю о запахе газа и не боюсь доверить готовку своим дочерям.

Во-вторых, даже если у тебя в доме установлено автономное отопление и газовый котел, его нельзя включать раньше 15 октября и позже 15 апреля. Это закон, за нарушение которого последует штраф в несколько тысяч евро.

В России нет проблемы с чистотой воздуха, но даже если бы я сейчас вернулась обратно, то установила бы индукционную плиту вместо газовой. Не только потому, что это удобно, но и потому что знаю, что удушливый смог в Милане появился всего несколько лет назад, а значит, может появиться и в России, если мы не будем заранее заботиться о чистоте воздуха.

Конфорка на индукционной плите нагревает только посуду
Конфорка на индукционной плите нагревает только посуду

Ездят на велосипедах

Собственная машина в Милане — действительно роскошь, а не средство передвижения. Городские власти сделали все, чтобы жители как можно меньше ездили на автомобилях и не загрязняли природу.

Чтобы въехать в центр города, нужно заплатить около 5 евро за сутки. Стоянка обойдется еще примерно в 2 евро в час. Поездка на работу на машине может стать довольно дорогим удовольствием.

При этом в Милане отличный общественный транспорт. Метро, трамваи и автобусы ходят точно по расписанию. На остановках висят электронные табло, которые показывают, сколько минут осталось до прибытия ближайшего автобуса. В метро довольно чисто, и давки не бывает даже в часы пик.

Безлимитный проездной на все виды транспорта на месяц стоит 35 евро, для молодежи моложе 26 лет — 22 евро.

Еще один вид транспорта, которым охотно пользуются миланцы — велосипед. В городе есть три системы байкшеринга: одна со станциями, 2 других по принципу «бери и оставляй где хочешь». Ближайший велосипед всегда есть в пределах 50 метров. Стоимость 30-минутной поездки — 50 центов. За эти полчаса можно пересечь весь город из одного конца в другой.

Большинство моих знакомых ездят на собственных велосипедах. Архитектор, преподаватель в университете, владелец адвокатского бюро, — ездят на работу и на прогулки на стареньких потрепанных городских велосипедах. Никто из них не думает, что им «по статусу положено» ездить на дорогом джипе.

Я сначала ездила на метро, потом полгода пользовалась байкшерингом, а на новый 2018 год дочери подарили мне собственный городской велосипед. Я уже выучила правила дорожного движения и научилась показывать руками повороты и остановки. Все еще не привыкла к шлему, но уже не кажусь себе в нем инопланетянкой.

Мой велосипед стоит около 150 евро и уже окупился за счет экономии на транспорте
Мой велосипед стоит около 150 евро и уже окупился за счет экономии на транспорте

Городские велосипеды

Как экономить ресурсы по-европейски

  1. Поставить под раковину несколько контейнеров для мусора, собирать отдельно пластик и бумагу и сдавать их на переработку.
  2. Заменить обычные лампы накаливания на LED и платить за электричество на треть меньше.
  3. Готовить на электрической плите, утеплить дом и не включать отопление слишком рано осенью и слишком поздно весной.
  4. Не стесняться пользоваться общественным транспортом и ездить на работу и по делам на велосипеде, когда позволяет погода.

Друзьям это тоже будет интересно

1 024
Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.
Поделитесь своим мнением
Войдите, чтобы оставить комментарий.
Расскажите читателям
о своём опыте
Стать автором Журнала Маркета

Почитать ещё

Получайте самые интересные статьи по почте
Мы присылаем их не чаще раза в неделю
Нажимая «Подписаться», я соглашаюсь получать рекламные и иные маркетинговые сообщения
от ООО «Яндекс.Маркет» на условиях Политики конфиденциальности и Пользовательского соглашения.